Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля №372 и определяет условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентирует взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов.

При разработке Правил учтены положения и нормы действующих законодательных и нормативно — правовых актов, регулирующих порядок осуществления автотранспортной деятельности и перевозку опасных грузов в Российской Федерации (Гражданского кодекса, Устава автомобильного транспорта, утвержденного Постановление Совета Министров РСФСР от 8 января 1969г №12; Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденной МВД СССР 23 сентября 1985г. Требования международных конвенций и соглашений, участником которых является Россия, в частности, Европейского соглашения о международной дорожной перевозки опасных грузов (ДОПОГ)

Порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Соблюдение правил перевозки опасных грузов – обязанность заказчика (отправителя или получателя), организатора грузоперевозки, а также владельца специализированного автомобильного транспорта и водителя. 

В дорожных перевозках к опасным причисляют грузы, которые обладают разрушающими свойствами, при определенных условиях могут проявить эти свойства в процессе транспортировки. Доставка таких продуктов требует соблюдения дополнительных мер безопасности в части:

  • упаковки;
  • размещения и крепления;
  • совместимости (для совместной погрузки нескольких товаров);
  • конструкции грузового отсека и перевозочного средства, средств нейтрализации и пожаротушения;
  • организации загрузки, движения, остановок;
  • подготовки экипажа.

Цель мероприятий и специальных условий — снизить риск возникновения опасных ситуаций при перемещении ОГ. Правила, нормативы и предписания служат руководством по созданию нужных условий.

Последствия нарушения правил

Незнание условий транспортировки ОГ по дорогам общего пользования не освобождает участников от ответственности:

Если сотрудники ГИБДД выявят нарушения, заказчик и исполнитель перевозки понесут дополнительные расходы:

  • грузовладельцу и перевозчику придется уплатить в казну до полумиллиона рублей каждому;
  • должностных лиц, подписавших документы на отправку продукта, оштрафуют на 10000-15000 р;
  • водителю выпишут штраф на 2000-2500 р, отстранят от управления транспортом;
  • автомобиль с грузом арестуют, переместят на штрафстоянку (со всеми вытекающими затратами).

Если же вследствие неправильной перевозки опасного груза произойдет авария, то отвечать за ее последствия участники будут в полном размере, без права на возмещение расходов от страховой компании:

  • компенсировать ущерб природным и инфраструктурным объектам, причинение вреда живым существам, в том числе людям;
  • возмещать расходы государства по ликвидации последствий аварии.

ДОПОГ: правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Ключевой документ, который определяет порядок работы с ОГ в автотранспортном секторе – европейское соглашение о дорожных перевозках опасных грузов ADR/ДОПОГ. Соглашение разработано с учетом глобальных международных документов:

  • Рекомендаций Экспертного комитета ООН (Типовые Правила); 
  • Системы классификации и маркировки опасных веществ СГС (GHS).

Российская Федерация присоединилась к соглашению 03.02.1994 года. 

Структура книги ДОПОГ

Европейское соглашение состоит из приложений А (разделы с 1 по 7) и B (разделы 8, 9). 

  1. Общие положения: терминология; определения; единицы измерения; обязанности и ответственность участников; особые положения; контроль; ограничения.
  2. Классификация веществ и изделий: общие положения о классификации; таблица приоритетов по опасности; описания, определения, характеристики по каждому классу отдельно.
  3. Перечень ОГ: таблица А (в порядке номеров) с пояснениями; таблица B (алфавитный список) с замечаниями; специальные положения об ограниченных и освобожденных количествах.
  4. Тара и упаковка: Инструкции по упаковке; положения о транспортной и грузовой таре; конструкция и использование цистерн.
  5. Процедуры отправления: инструкции по маркировке упаковки и транспорта; правила заполнения, оформления, комплектации сопроводительных документов (общие, по классам).
  6. Требования изготовлению и испытаниям тары: типы, состав, строение транспортных емкостей, контейнеров, цистерн; сроки эксплуатации; стандарты; испытания, контрольные показатели; обслуживание.
  7. Правила погрузки, разгрузки, перевалки и обработки ОГ: положения о перевозке упакованных продуктов, транспортировке навалом в грузовых отсеках, наливом в цистернах; правила проведения грузовых операций, совместимость продуктов; меры предосторожности; очистка и обработка тары.
  8. Требования к оборудованию и эксплуатации транспорта, экипажу: обязательные документы на автотранспорт; противопожарное оборудование; требования к подготовке экипажа, программы обучения, свидетельство ДОПОГ; дополнительные инструкции.
  9. Конструкция специальных транспортных средств: общие требования к устройству отдельных узлов, электрооборудованию; дополнительные требования к устройству грузовых отсеков ТС специального назначения; бланк свидетельства «о допущении»

Транспорт для опасных грузов

Обязательно проверяйте документы на транспорт, который планируете под доставку опасного груза. Перевозить ОГ разрешено:

  • в грузовых отсеках оборудованных автомобилей средств – при наличии свидетельства ДОПОГ, «допуска» к работе с продуктами различных классов опасности;
  • под управлением подготовленного, обученного водителя/экипажа – также подтверждено ДОПОГ;
  • исправных – подтверждено отметкой о предрейсовом осмотре;
  • полностью очищенных от остатков вещества после предыдущего рейса.

Маркировка транспортных средств

На автомобилях с ОГ крепят специальные информационные таблички:

  • впереди на тягаче/кабине – оранжевый ромб с номером ООН вверху, классификационным шифром снизу;
  • сзади га грузовом отсеке, прицепе, цистерне – дублируется оранжевый ромб, добавляются ромбы с символикой основной и дополнительных опасностей.

Оформление перевозки ОГ: документы

Для доставки товаров повышенной опасности автотранспортом по России или пределы страны, отправителю следует подготовить:

  • коммерческие документы – договор/внешнеторговый контракт, спецификацию, проформу;
  • технический паспорт продукта;
  • паспорт безопасности (оформляет ТПП);
  • письменные инструкции на случай чрезвычайных ситуаций.

Комплект документов перевозчика, водителя:

  • свидетельство ДОПОГ, допуск на автомобиль (отдельно тягач и прицеп для сцепки);
  • свидетельство ДОПОГ водителя;
  • договор об утилизации (с организацией, уполномоченной утилизировать опасные отходы в случае утечки, аварии).

Транспортный оператор по согласованию с заказчиком:

  • согласует маршрут в Росавтодоре, уполномоченных управлениях других стран на маршруте;
  • подает заявление, получает разрешение Минтранса на транспортировку ОГ;
  • заполняет ТН/CMR – с указанием наименования, характеристик, опасности продукта.

Международные положения о транснациональных грузоперевозках ОГ

  • Действующее издание «Оранжевой книги ООН».
  • «Базельская конвенция» («о контроле за трансграничной перевозкой вредоносных отходов, их удалением»).
  • «Правила безопасной грузоперевозки радиоактивных материалов» (нормативы МАГАТЭ).
  • Конвенция гражданской ответственности за ущерб при транспортировке продукции с высокой степенью опасности – КГПОГ. 

Примеры опасных веществ и изделий, которые перевозят автомобильным транспортом по правилам ДОПОГ:

  1. – промышленные снаряды взрыватели, детонаторы; ручные сигнальные устройства; осветители; пиротехнические смеси и изделия; нитроцеллюлоза.
  2. – сжатый или охлажденный кислород, водород; азота диоксид, триоксид, тетраоксид и смеси; безводный аммиак; СУГ, баллончики для зажигалок.
  3. – бензол; бензотрифторид; ацетон; ацеталь; эфиры, спирты, растворители, ЛКМ, камфора, минеральные масла, гудрон, битум.

4.1. – нитроцеллюлоза без пластификатора, азота менее 12%; порошки алюминия и титана, термоспички, фосфор, сера, аморфный кремний.

4.2. – уголь, включая активированный, промасленные отходы хлопка, влажные — шерсти, копра, жмыхи и шроты.

4.3. – амальгама; сплавы и порошки магния, калия, бария, карбид кальция, порошок цинка.

5.1. – натрия перманганат, пероксид, персульфат, перхлорат; никеля нитрат, нитрит; нитрат кальция, алюминия.

5.2. – пероксид водорода, органические пероксиды твердые и жидкие.

6.1. – анилин, анилина гидрохлорид, анилиновая соль; цианид бария; цианистый водород, его водный раствор; растворы сурьмы; хлороформ.

6.2. – инфекционные вещества, поражающие людей (ООН 2814), животных (ООН 2900).

  1. – радиоактивные изделия/приборы; материалы, упаковка.
  2. – калий-гидроксидные батареи; электрические аккумуляторы; концентрированные кислоты; щелочи; ангидриды; хлорид алюминия, бром.
  3. – авиационные аварийные комплекты и трапы; асбест белый, голубой и коричневый; касторовые бобы, мука, жмых или хлопья; ионно-литиевые, литий-металлические батареи и аккумуляторы.

Обычными автомобилями (без свидетельства и характерной маркировки ОГ) перевозят некоторые товары в освобожденном и/или ограниченном упаковкой количестве (см. часть 3 ДОПОГ). Например, 20 тонн ЛКМ (ООН 1263) перевозят обычным грузовым транспортом если:

  • вещества расфасованы в тару в объеме до 5 л с соблюдением группы упаковки;
  • вес БРУТТО упаковки продукта в пленке не более 20 кг, в иной транспортной таре (коробка, поддон, ящик) — до 30 кг;
  • на упаковку нанесен специальный знак (см. раздел 3.4.7 ДОПОГ).

Также, жидкий антисептик для древесины (ООН 1306) разрешено перевозить без маркировки автомобиля и свидетельств ДОПОГ:

  • наливом в объеме до 333 л;
  • в индивидуальной упаковке или таре назначенной группы — до 1000 кг.

Во всех случаях перевозочное средство снабжают дополнительными средствами пожаротушения, в документах правильно указывают наименование и опасность продукта, водителя перед рейсом инструктируют дополнительно.

Клиентам «Итака Транс» нет необходимости самостоятельно искать транспорт для ОГ, согласовывать маршрут, заполнять транспортные документы. Мы организуем перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по России и за рубежом:

  • экспорт;
  • импорт; 
  • транзит через РФ в страны ЕАЭС.

Консультируем грузовладельцев на всех этапах перевозки, по вопросам таможенного оформления. Организуем налив/перелив, фасовку жидкостей в Санкт-Петербурге. Предоставляем цистерны, танк-контейнеры для транспортировки жидких продуктов наливом.

Заказать звонок
+
Жду звонка!