Правила перевозки нефти и нефтепродуктов

Правила перевозки опасных грузов распространяются на транспортировку нефти, а также значительной части нефтепродуктов. Нефть, легко воспламеняющаяся жидкость с номером ООН (UN) 1267, относится к опасным грузам 3 класса. А продукты, которые получают из нефтяного сырья, очень отличаются от исходного сырья и друг от друга физическими и химическими свойствами. 

Нефтепродуктами являются:

  • СУГ – вещества 2 класса опасности;
  • керосин, бензин, дизельное и ракетное топливо, мазут – ЛВЖ, 3 класс;
  • минеральные масла – трансмиссионные, смазочные, изоляционные, гидравлические, вазелиновые;
  • прочие нефтяные ГСМ;
  • битум (ООН 3257) – малоопасный продукт 9 класса (9.1), который перевозят в разогретом состоянии;
  • парафины, церезины – твердые горючие вещества, класс опасности 4.

Природную нефть перегоняют по нефтепроводу, перевозят наземным и морским транспортом. Порядок перевозки нефтепродуктов зависит от физико-химических характеристик конечных товаров. Продукты нефтепереработки доставляют к месту назначения в России и за рубежом:

  • автотранспортом;
  • по железной дороге;
  • морскими и речными судами;
  • самолетом или вертолетом в случае особой важности или срочности.

Правила перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом

При перевозке нефтяных продуктов автомобильным транспортом основным нормативным документом в России, Европе, странах Ближнего Востока и ЮВА является соглашение ADR/ДОПОГ:

  • Разработано на основе Типовых Правил ООН и системы классификации и маркировки опасных веществ СГС (GHS).
  • Диктует участникам единый порядок, нормы и требования, которые необходимо выполнять и соблюдать при работе с опасными грузами, включая нефтяные.

Продукцию нефтепереработки перемещают автотранспортом по дорогам общего пользования:

  • наливом в автоцистернах, танк-контейнерах;
  • в индивидуальной упаковке или транспортной таре назначенной группы.

Требования к автотранспорту

Автомобили, прицепы, цистерны для перевозки нефтехимии:

  • имеют конструкционные особенности, допущены к работе с ОГ нужного класса, что подтверждено действующим свидетельством ДОПОГ;
  • находятся под управлением аккредитованного водителя со свидетельством ДОПОГ;
  • полностью исправны, очищены от остатков предыдущего груза, прошли предрейсовый осмотр;
  • экипированы средствами пожаротушения, индивидуальной защиты для экипажа;
  • маркированы должным образом информационными табличками, характерными надписями.

Документы для автодоставки нефтехимии

Автомобильную доставку продуктов переработки нефти выполняют только при наличии правильно оформленных документов:

  • коммерческих;
  • технических – паспорт продукта, паспорт безопасности, аварийная карточка;
  • транспортных с отметками об опасности;
  • разрешительных – допуски для машины/водителя, согласованная маршрутная карта, разрешение Минтранса/уполномоченных ведомств других стран.

Правила перевозки отдельных нефтепродуктов в освобожденном и/или ограниченном упаковкой количестве подробно описаны в части 3 ДОПОГ.

Правила перевозки нефти на жд транспорте

По железной дороге нефтепродукты перевозят в железнодорожных цистернах, наливных и универсальных контейнерах, крытых вагонах.

Транспортные емкости, контейнеры, вагоны с ОГ после затарки маркируют:

  • символикой опасности, информацией с номером ООН, классификационным кодом;
  • трафаретом «Срочный возврат на (наименование станции приписки, владельца терминала);
  • надписью «аренда» либо «собственность» со ссылкой на собственника или арендатора.

Железнодорожную накладную для внутрироссийской доставки нефтехимии заполняют на русском языке.

Международную жд накладную СМГС или ЦИМ/СМГС оформляют на 2-х или 3-х языках: русском, немецком/французском/английском. При отправке товаров в Китай информация дублируется на китайском.

Перевозка нефти морем

Правила перевозки сырой, очищенной и переработанной нефти морским транспортом приведены в кодексе МК МПОГ (ММОГ) с добавлениями и поправками, а также международных конвенциях:

  • МАРПОЛ 73/78 – о предотвращении загрязнения мировых вод;
  • СОЛАС-74 – конвенция по охране человеческой жизни на море.

Нефтехимию, СУГ, топливо перевозят нефтеналивными или газовыми танкерами, в специальных танкер-контейнерах, а также в универсальных при наличии транспортной упаковки.

После размещения товаров на борту, ответственность за груз до прибытия в порт назначения несет капитан торгового судна. Поэтому нефтепродукты принимают к погрузке на водный транспорт:

  • только при наличии коммерческих документов, технического паспорта и MSDS;
  • в целой, герметичной, без следов повреждения упаковке назначенной группы;
  • после проверки целостности танк- или универсального контейнера;
  • при условии обязательной маркировки грузовой единицы информационными надписями, символикой опасности.

Для размещения ОГ на морском судне техническая служба разрабатывает и согласует отдельный план.

Компания «Итака-Транс» организует перевозки нефтепродуктов по России, СНГ, странам дальнего зарубежья. При международных грузоперевозках, оказываем дополнительные услуги:

  • таможенные;
  • представительские в порту, на складских терминалах Санкт-Петербурга;
  • организуем перевалку, ответственное хранение;
  • помогаем оформлять разрешительные документы.

Консультируем грузовладельцев на всех этапах транспортировки нефтехимии. Организуем налив/перелив, фасовку жидкостей в Санкт-Петербурге. Предоставляем цистерны, танк-контейнеры для поставки жидких продуктов наливом.