Правила перевозки опасных грузов морским транспортом

Порядок перевозки опасных грузов морским транспортом

Перевозка опасных грузов морским транспортом – удобный способ перемещения товаров между странами с выходом к побережью и развитым портовым хозяйством. 

В транспортных перевозках к опасным грузам относят вещества, а также содержащие такие вещества изделия, которые в силу физико-химических характеристик обладают разрушающим или вредоносным потенциалом:

  • разрушаются – утрата товара; 
  • повреждают материальные объекты в непосредственной близости;
  • угрожают здоровью и жизни людей;
  • наносят ущерб флоре и фауне.

Поэтому транспортировка ОГ морем требует особой осторожности:

  • в открытом море продукты повышенной опасности представляют угрозу для судна, экипажа, других грузов, а также водной среды и ее обитателей;
  • в порту и вблизи побережья в зону опасности попадают также инфраструктурные объекты порта, природа и население береговой зоны.

Правила перевозки опасных грузов морским транспортом – это совокупность нормативов, инструкций и требований, соблюдение которых снижает риски для всех заинтересованных сторон. Ответственность за соблюдение международных и национальных законодательных актов несут:

  • на берегу – службы и руководство порта;
  • на судне – капитан.

За достоверность сведений о товарах, упаковку, размещение в таре отвечает грузовладелец – заказчик перевозки.

Классификация опасных продуктов для морских перевозок

Согласно МК МПОГ (ММОГ/IMDG Code) ОГ для транспортировки морем подразделяют на 9 классов, внутри которых выделяют подклассы. 

1 класс – взрывчатые вещества и изделия. При условии правильной упаковки и оформления на борт судна принимают товары, приведенные в перечне раздела 3.2 Кодекса. Решения о транспортировке исключенных продуктов принимаются в индивидуальном порядке.

2 класс – газы.

Подклассы: .

1 – сжатый; 

2 – сжиженный под давлением;

3 – сжиженный охлаждением;

4 – растворенный под давлением.

По физико-химическим свойствам, воздействию на живые организмы, отмечают дополнительные характеристики и опасности газов:

  • негорючие;
  • горючие;
  • поддерживающие горение (окислители);
  • едкие/коррозионные;
  • нетоксичные;
  • токсичные (=ядовитые).

3 класс – ЛВЖ.

Подклассы:

1 – легковоспламеняющиеся жидкости;

2 – жидкие десенсибилизированные взрывчатые вещества.

4 класс – твердые горючие материалы по подклассам:

  • 4.1 – легковоспламеняющиеся твердые вещества;
  • 4.2 – самовоспламеняющиеся субстанции;
  • 4.3 – вещества, которые выделяют горючий газ в реакции с водой, в том числе в незначительном количестве (из воздуха).

Правила дополнительного типирования продуктов 4 класса опасности изложены в частях II и III (раздел 33) Типовых рекомендаций ООН:

  • 1 – легковоспламеняющиеся твердые материалы (4.1);
  • 2 – самореактивные твердые субстанции (4.1);
  • 3 – пирофорные твердые вещества (4.2);
  • 4 – пирофорные жидкости (4.2);
  • 5 – самонагревающиеся субстанции;
  • 6 – вступающие в экзотермическую реакцию с водой с образованием горючего газа.

5 класс – окислители:

  • 5.1 – окисляющие вещества. Сами негорючие, выделяют кислород при нагревании, способствуя горению других продуктов.
  • 5.2 – органические пероксиды. Термически нестабильные саморазлагающиеся по экзотермическому типу вещества. 

Дополнительные опасные свойства пероксидов:

  • разложение со взрывом;
  • интенсивное горение;
  • чувствительность к удару или трению;
  • опасные реакции с другими веществами, в том числе с выделением токсичных продуктов;
  • разъедающее воздействие на живые ткани.

6 класс по подклассам:

6.1 – токсичные вещества (=ядовитые):

  • ядовитые перорально – отравление при проглатывании;
  • черезкожного воздействия – яд проникает через кожные покровы, разносится кровотоком по организму;
  • ингаляционной токсичности – попадают внутрь организма при вдыхании.

6.2 – субстанции и культуры, содержащие патогенные организмы, которые вызывают заболевания у людей, животных: бактерии, вирусы, грибки, риккетсии, паразиты.

7 класс – радиоактивные материалы: продукты с высокой концентрацией радионуклидов, изделия, их содержащие, тара с остаточным излучением.

8 класс – едкие, коррозионные вещества. Основная опасность – повреждение тканей живых существ (человека, животных), разрушение органических материалов, включая металлы. Дополнительные опасности:

  • токсичные пары;
  • ядовитые газы при разложении;
  • интоксикация при черезкожном проникновении.

9 класс – прочие опасные вещества и изделия:

  • продукты, проявляющие опасные качества, не свойственные другим классам;
  • генно-модифицированные организмы и микроорганизмы.

Перевозка ОГ морским транспортом необходимые документы, правила

МК МПОГ (ММОГ) с добавлениями и поправками – ключевой международный документ, который определяет порядок организации и выполнения перевозок опасных грузов морским транспортом.

Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов разработан организацией ИМО (International Marine Organization, IMO) на основе:

  • Рекомендаций Экспертного комитета ООН (Типовые Правила); 
  • Системы классификации и маркировки опасных веществ СГС (GHS).

Документ состоит из 7 частей: 1-2, 4-7 части собраны в I-м томе, 3 часть выделена в отдельный II том.

Часть 1 – общие положения, определения, подготовка персонала, положения о безопасности.

Часть 2 – классификация.

Часть 4 – положения по упаковке, контейнерам, цистернам, балк-перевозкам.

Часть 5 – процедуры отправления: применение, знаки опасности, маркировка грузовых и транспортных единиц, документация.

Часть 6 – конструкция и испытания тары, контейнеров, цистерн.

Часть 7 – положения о транспортных операциях: 

  • порядок размещения;
  • разделение;
  • пожарная безопасность в чрезвычайных ситуациях;
  • погрузка, перевозка груженых и порожних транспортных единиц;
  • регулирование температуры;
  • доставки ОГ лихтеровозами;
  • транспортировка отходов;
  • изъятия, одобрения, компетентные органы.

Часть 3 (том II):

  • перечень опасных грузов: приложение А – список обобщенных Н.У.К. гпродуктов, приложение В – глоссарий терминов, алфавитный указатель.
  • освобождения (от применения правил) по ограниченным количествам.

Другие важные правила и требования по обеспечению безопасности при морских перевозках ОГ изложены в международных документах:

  • МАРПОЛ 73/78. Приложение I к Конвенции “Правила предотвращения загрязнения нефтью”;
  • СОЛАС-74 – международная конвенция по охране человеческой жизни на море с правками, в обновленной редакции.

Документы для перевозки опасных грузов морем

Для согласования размещения опасного продукта на портовой территории, морском судне грузовладельцу потребуются:

  • коммерческие документы для подтверждения внешнеторговой сделки – договор/контракт, спецификация, проформа;
  • техническая документация на товары – описание, характеристики, технология производства и упаковки, стандарты качества;
  • паспорт безопасности;
  • сертификаты соответствия упаковки;
  • документы на транспортную и грузовую тару (если не собственность перевозчика).

После размещения товаров внутри транспортной единицы (тара, контейнер, цистерна) отправитель заполняет упаковочный лист, составляет опись отправления.

Перед приемкой опасного продукта на борт плавсредства грузовладелец предъявляет перевозчику свидетельство/заключение о проверке упаковки, маркировки, условий размещения в грузовом отсеке. Затем заказчик или его представитель оформляет заполняет манифест и коносамент для IMO Cargo. 

  • Грузовые единицы размещают на судне согласно утвержденной схеме, закрепляют, положение отмечают в плане.
  • Перевалку в портах трансшипмента линейные перевозчики согласовывают заранее.

У капитана хранятся до прибытия в порт назначения: 

  • копии документов на груз;
  • договора на грузоперевозку;
  • свидетельства об оснащенности судна, пригодности и допуске к операциям с объектами повышенной опасности, загрязнителями моря.

Запреты и ограничения на морскую перевозку

Линейный перевозчик, частный судовладелец откажутся принимать на борт опасный груз:

  • без документов;
  • без назначенной упаковки, в несоответствующей или нарушенной упаковке;
  • без правильной маркировки тары, грузовой единицы;
  • в поврежденном контейнере, танк-контейнере, цистерне.

В некоторых странах действует государственный запрет на ввоз/вывоз некоторых ОГ.

Компания «Итака-Транс» заботится о безопасности доставки опасных грузов своих клиентов. Мы организуем перевозки ОГ морским транспортом, оказываем дополнительные услуги:

  • таможенное оформление ввоза/вывоза;
  • грузовые операции в порту, на складских терминалах Санкт-Петербурга;
  • проведение испытаний, получение заключений, сертификатов, разрешений.

Консультируем грузовладельцев на всех этапах международной грузоперевозки ОГ. Организуем налив/перелив, фасовку жидкостей в Санкт-Петербурге. Предоставляем цистерны, танк-контейнеры для транспортировки жидких продуктов наливом.